Тормозная система – жизненно важный орган автомобиля, поскольку отвечает за исправную работу автомобиля и, самое важное, за безопасность пассажиров, водителя и других участников дорожного движения.
Для того чтобы тормозная система служила исправно и долго без каких-либо сбоев, ей требуется правильный уход. О том, как правильно ухаживать за тормозной системой автомобиля, в этой статье.
По каким признакам можно определить неисправность тормозной системы
Нельзя игнорировать даже самые малые признаки неисправности тормозной системы, так как последствия могут быть весьма серьёзными. При появлении во время торможения скрипа, шума, пульсации тормозов, или если вы заметили слишком свободный ход педали тормоза или её проваливание, срочно обращайтесь в автосервис для проведения диагностики и ремонта тормозной системы.
На сбой или неисправность тормозной системы может указывать какой-то один признак. Например, жёсткий или слишком свободный ход педали тормоза. Если в тормозной системе есть какая-то неисправность, то педаль тормоза обычно пружинит и проваливается, а процесс торможения становится трудно управляемым. В случае сбоя в тормозной системе автомобиль обычно уводит в сторону.
При наличии неисправности в тормозной системе обычно не происходит отделения накладок тормозных колодок от тормозного диска, а изнашивание тормозных колодок происходит неравномерно. При этом эффективность ручного тормоза и торможения снижается при одновременной пульсации тормозов.
Правила ухода за тормозной системой
Чтобы тормозную систему не доводить до состояния ремонта, за ней необходимо правильно ухаживать. Тормозную систему автомобиля необходимо проверять каждую неделю. Следите за тем, чтобы бачок всегда был под крышку заполнен тормозной жидкостью. Проверку колес и тормозной системы на предмет обнаружения подтеков нужно проводить перед каждой поездкой.
Заливайте в тормозную систему только ту тормозную жидкость, которая указана в паспорте автомобиля. Важно также своевременно проводить замену тормозной жидкости, её рекомендуется менять каждые 3-4 года. Кроме того, важно постоянно следить за работой усилителя тормозов, проверять исправность антиблокировочной системы. Прокачивая тормоза, используйте только свежую тормозную жидкость.
Также необходимо проверять тормозные колодки, а именно толщину их тормозных накладок. При этом нужно помнить, что их толщина не должна быть меньше 1 мм. Износ тормозных колодок должен быть равномерным. Для проверки достаточно посмотреть на износ колодки при снятом колесе.
Проверяя тормозные колодки, не забудьте осмотреть тормозные диски, их состояние. У каждого автомобиля свой размер тормозных дисков. Но согласно регламенту у всех автомобилей безопасный размер тормозных дисков в среднем должен быть не менее 10 мм. Правильный уход за тормозной системой предусматривает также постоянный осмотр трубопроводов и соединений тормозного привода на предмет его герметичности. Кроме того, держите под постоянным контролем работу обоих тормозов системы.
Постоянной проверке подлежит величина свободного и рабочего ходов тормозной педали. В случае сбоя в тормозной системе автомобиля отрегулируйте свободный ход педали и зазор между барабаном и тормозными колодками.
Постоянно следите за исправностью ручного тормоза и привода, регулируйте их при необходимости. Следите за состоянием крепления тормозных колодок и главного тормозного цилиндра, состоянием пружин, накладок и осей колодок.
Если поршни заклинивают, значит, есть необходимость в замене цилиндров или тормозной жидкости. Передние цилиндры дисковых тормозов нужно обработать специальной жидкостью типа «WD-40». Этот состав наносят на сам цилиндр под манжету, потом поршень монтировкой задвигают в цилиндр.
Для того чтобы вернуть поршень в исходное положение, нажмите педаль тормоза. Добиться легкости хода поршня можно несколько раз повторив прокачку педали тормоза. При этом важно следить за тем, чтобы монтировка не касалась тормозного диска и не повредила его.
Если поршень заклинило не сильно, то можно просто подложить под него кусок резины, который будет играть роль пружины, всё время возвращая его на место. Но лучше не проводить эксперименты и сразу обратиться в автосервис, если поршень слишком сильно заклинило.
При скоплении воздуха в тормозной системе автомобиля, его необходимо оттуда удалить. С этой целью в главный тормозной цилиндр долейте тормозной жидкости. После этого отвинтите пробку перепускного клапана второго тормозного цилиндра первого колеса и на ее место установите штуцер с тонким резиновым шлангом длиной около 400-500 мм.
Затем опустите свободный конец шланга в стеклянную емкость, наполненную тормозной жидкостью. Вместе с тормозной жидкостью, стекающей в емкость, будет выходить скопившийся в системе воздух. Стеклянная тара используется для отслеживания выхода воздуха из тормозной системы, который будет виден по появляющимся в тормозной жидкости пузырькам.
Прокачивайте тормозную систему до тех пор, пока из неё не выйдет весь воздух, то есть пока не прекратится появление пузырьков воздуха в стеклянной емкости с тормозной жидкостью. После удаления воздуха из системы, накрепко заверните перепускной клапан, при этом нажимая на педаль тормоза. Затем отвинтите штуцер с резиновым шлангом и установите пробку на место.
Тормозную систему начинают прокачивать с самого удаленного от главного тормозного цилиндра правого заднего колеса. Если у колеса два тормозных цилиндра, то сначала прокачивается нижний, а потом верхний. Когда все процедуры будут завершены, необходимо долить тормозную жидкость в систему.